Основные отличия Православия от других христианских вероисповеданий и иных религий

5 ноября 2008 года в Сестричестве после акафистного пения Небесному Покровителю состоялся семинар, посвященный обсуждению отличия Православия от других христианских конфессий и иных религий. Занятия с сёстрами провёл духовник сестричества епископ Марк (Головков).

Семинар 5 ноября 2008 года был посвящён обсуждению основных отличий Православия от других христианских вероисповеданий и иных религий. Основной акцент в разговоре на заданную тему епископ Марк сделал на необходимости воспитания у сестёр милосердия правильного отношения к хранению чистоты учения Православной Церкви и, в то же самое время, корректного отношения к людям, придерживающимся другой веры.

Епископ Марк:
Людей, которые исповедуют себя христианами, но имеют другое представление о Боге и славят Бога иначе, чем мы, принято называть инославными. Инославный это русское слово. Различие в его определении происходит от того, что греческое слово докса можно перевести как словом мнение, так и словом слава. Иногда можно услышать другое наименование – исповедание. Слово исповедание – калька с греческого языка. Так чаще всего говорят наши православные братья греки. Говоря о христианах, можно сказать: другие христианские исповедания. Нередко мы слышим в последнее время то же слово, только по-английски – конфессия. Слово конфессия по-преимуществу означает христианские общины. Есть слово, возникшее в Америке – деноминации. Можно услышать выражение: христианские деноминации. Так в Америке называют всех христиан, независимо от того, к какому направлению христианства принадлежит конкретный человек.
Инославных следует отличать от иноверных или иноверцев, то есть людей другой, не христианской веры.
Сестра милосердия в наши дни должна быть готова встретить в больнице людей самых различных вероисповеданий. Как ей, православной христианке, в таком случае себя вести? Нужно помнить о том, что подчас, какой-либо, пусть даже непроизвольной, бестактностью по отношению к не православным, можно обидеть человека, вызвать с его стороны по отношению к себе недоброжелательность и даже агрессию.
Во всем требуется человеческая порядочность, корректность и осторожность. Если вы хотите помимо обычной помощи дать человеку духовный совет, но видите, что он не хочет слушать, не надо его уговаривать и убеждать в том, что ему чуждо. Можно поинтересоваться тем, к какой конфессии принадлежит человек. И конечно, не следует предлагать человеку, пользуясь его тяжелым положением, ни менять веру, ни участвовать в православных таинствах и обрядах. Впрочем, если, например, христианин попросит у вас, помимо врачебной помощи, участия другого рода, можно, с его согласия, дать ему святой воды или помазать освящённым маслом.
Важно, чтобы больные узнавали о православии не из слов, а из дел милосердия, которые без слов говорят сами за себя.
Иногда к вам могут обратиться и представители другой религии, другой веры. Вспоминаю, что когда я пришел в храм подворья афонского Пантелеимонова монастрыря в Константинополе, монах рассказал мне интересную историю. Как-то в храм пришел один масульманин с просьбой дать ему землю из храма. На вопрос, зачем ему эта земля, он рассказал, что у него есть проблемы со здоровьем. Когда же он обратился к местному мулле под Стамбулом, тот посоветовал ему идти в семь православных храмов, взять там землю, залить ее водой и пить. Монах удивился рассказу. Поскольку храм подворья располагается на верхнем этаже здания, и земли там нет, монах предожил гостю взять камни, оставшиеся после ремонта храма.
Другой пример. Недалеко от Константинополя есть Принцевы острова. На большом острове на высокой горе расположен монастырь в честь святого великомученика Георгия. Когда я посетил монастырь, мне показали фотографии и рассказали о том, как тысячи мусульман приходят в монастырь в день праздника святого.
Если продолжить о мусульманах, хочу напомнить, что они почитают Иисуса Христа как Пророка, почитают и Божию Матерь. Известно, что к святому Иоанну Кронштадтскому обращались с просьбой молитв об исцелении и мусульмане, и иудеи.
Бывает и иная ситуация, когда сестре милосердия случается сталкиваться в больнице с равнодушием, раздражением или откровенным неприятием всего того, что связано с православной традицией.
Мы называемся православными. Этим мы свидетельствуем, что мы имеем правильное учение о Боге, и правильно славим Бога. И даже по признанию некоторых католиков и протестантов, Православие преимущественно сохранило чистоту апостольской веры.
В Символе веры мы читаем: «Верую во едину святую, соборную и апостольскую Церковь». Что значит наша вера в единую Церковь? Вы затрудняетесь ответить? Это означает следующее: греческое слово следует переводить как единственная. Таким образом, согласно Символу веры, наша Православная Церковь единственная. А как же обстоит дело с остальными христианскими конфессиями? В отношении Католической Церкви большинство богословов говорят о наличии там Апостольского преемства. У протестантских же общин не сохранилось ни Апостольского преемства, ни таинств.
Ольга:
Что значит – преемство?
Епископ Марк:
Преемство это дар благодати Духа Святого. Полученная апостолами в День Пятидесятницы, благодать Святого Духа передаётся от апостолов – епископам, от епископов – священникам до сегодняшнего дня и дальше.
Если говорить о заблуждениях католиков, то одно из основных – это искаженное представление об исхождении Святого Духа. Католическая Церковь учит о том, что Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына. То есть Святой Дух воспринимается как некое второстепенное Лицо.
Елена:
Спасутся ли католики?
Епископ Марк:
Здесь уместно будет вспомнить слова святителя Филарета, митрополита Московского: «Не знаю, спасутся ли католики, но я с католиками не спасусь».
Алла:
Существует расхожая фраза: мол, Бог один, — никакой нет разницы в том, как веровать. Что можно на это возразить?
Епископ Марк:
Когда говорят: Бог один – это самый настоящий софизм. Знаете, кто такие софисты?
Екатерина:
Это – философы, которые спорят и запутывают друг друга, доказывая прямо противоположное.
Епископ Марк:
Да, это, чаще всего, подмена понятий, словесные уловки. Конечно, Бог один. Но существуют различные степени познания Бога. Апостол Павел в одном из своих посланий употребляет такое выражение: видеть как через тусклое стекло. Вот так представители одной веры могут видеть Бога ясно, другие хуже, третьи вообще иметь о Нем ложное представление. Православие видит Бога, как Он есть. Но другие видят Его по-разному. Значит, и живут по-разному.
Светлана:
Можно ли молиться за инославных и иноверцев?
Епископ Марк:
В принципе за христиан молиться можно. Только не следует поминать их за Литургией, поскольку они не члены Церкви. В отношении носителей другой религии не советую. Молитва – духовная битва. Надо иметь достаточно сил, чтобы нести этот подвиг.
Елена:
Правда ли то, что богословская школа католиков сильнее православной?
Епископ Марк:
И «да» и «нет». У католиков во всём хорошая организация, но богословие при этом нередко оторвано от жизни. На Западе можно встретить «богословов», рассуждающих о Боге развалясь в кресле и с сигаретой в зубах.
У православных богословие – это не просто отвлеченное учение, это и духовная жизнь. Не случайно один восточный монах сказал: богослов это тот, кто имеет чистую молитву.
У западных христиан стоит учиться тому, как лучше организовывать социальное, милосердное служение в обществе. Но, при этом, надо помнить, что иногда источником подвигов там является духовная прелесть, о чем пишет святитель Игнатий (Брянчанинов).
Протестанты сутью своей религиозной жизни считают проповедь веры и добрые дела. Но отсутствие подлинного общения с Богом часто приводит к тому, что религиозность выражается только во внешних делах. В результате душа не получает того, что ищет. В нашей истории тоже можно увидеть подобный подход. Помните, как Петр I пытался православные монастыри преобразовать в учреждения социальной опеки.
В завершение хочу сказать следующее: помните о необходимости оказать милость всякому, не взирая на то, какой веры придерживается просящий вас о помощи!