Мы часто указываем Богу…

13 декабря, в день памяти апостола Андрея Первозванного, в храме Живоначальной Троицы в Хорошеве позднюю Литургию совершил протоиерей Михаил Прокопенко.

Свою проповедь он посвятил евангельскому чтению о согбенной женщине, которая в течение 18 лет была одержима духом недужным.

Евангелие от Луки (Лк., 71 зач., XIII, 10-17): «В одной из синагог учил Иисус в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его».

Когда Христос исцелил женщину, она, впервые за долгие годы приобретя естественное положение тела, прославила Бога. Потому что эта женщина совершенно правильно поняла произошедшее. Поняла, что Бог пришел в ее жизнь, коснулся ее, освободил от этого унизительного, позорного недуга.

Но нашлись люди, которые думали иначе. Начальник синагоги, не решаясь обращаться напрямую ко Христу, сказал людям: «Есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний».

Господь же исцелил эту несчастную именно в день субботний, чтобы стало очевидным, что милость Божия простирается на людей вне зависимости от любых человеческих условностей.

Мы же очень часто беремся указывать Богу, кому и как следует помогать. И, как начальник синагоги, делаем это не напрямую, а как бы в сторону. Это происходит тогда, когда мы позволяем себе суждения, которые находятся вне нашей компетенции. Например, когда мы говорим горделивые слова о страданиях других людей: «Это тебе для спасения!» или «Это тебе для смирения!»

Подобные суждение о чужих скорбях – такое же хамство, какое позволил себе начальник синагоги!

Дерзать высказываться о скорбях других людей – означает присвоить себе право судить человека и указывать Богу, когда и кого посетить, что совершенно несовместимо с Евангелием.

Будем же молиться о других людях, а не выносить о них суждения. И наша молитва, быть может, незримым образом преобразит жизнь человека, о котором мы молимся.