«Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11:11). Праздник Рождества Иоанна Предтечи на нашем приходе

7 июля Православная Церковь отмечает праздник Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Сам Господь наш Иисус Христос свидетельствует о нем: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11:11).

Последний пророк Ветхого Завета предвозвещает начало новой эпохи в жизни человечества. Иоанна Крестителя именуют первым монахом, первым миссионером и даже первым мучеником.

С давних времен образ Иоанна Крестителя располагается в иконостасе, в Деисусном чине, рядом с образом Спасителя.   

7 июля в домовом крестильном храме Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (в доме причта) на приходе Живоначальной Троицы в Хорошеве Божественную литургию совершил отец настоятель архимандрит Илия (Руднев).

С проповедью к народу по благословению отца настоятеля обратился иерей Виталий Беспалко. Священник напомнил историю рождения великого пророка.

Родители Иоанна Крестителя были уже пожилыми людьми и не имели детей. Его отец – священник Захария служил в Иерусалимском храме и сподобился явления Архангела Гавриила, который сказал ему: «…не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн» (Лк 1. 13). Архангел Гавриил возвестил, что сын Захарии «не будет пить вина и сикера» (Лк 1. 15) и станет пророком, исполнившись «Духа Святого… еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их» (Лк 1. 15-16), а также «предыдет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лк 1. 17).

Однако Захария выразил сомнение, и тогда он онемел. И оставался немым до того момента, пока не сбылось обещанное Архангелом. Это первый ряд удивительных событий, связанных с рождеством Иоанна Предтечи.

Не менее удивительное событие, связанное с рождеством пророка Иоанна, совершилось в тот день, когда Дева Мария прибыла к его матери Елизавете, когда та уже носила сына во чреве. Мария знала от Архангела Гавриила о том, что ее родственница Елизавета, «называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк. 1:36).

«Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец (Иоанн) во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем…» (Лк. 1:41-44).

То есть уже во чреве своей матери будущий пророк Иоанн предвозвещал о Спасителе и готовил путь Господу, подчеркнул священник Виталий.

Удивительное событие совершилось и при наречении имени Иоанну. Сначала Елизавета, его мать, сказала, что имя младенцу Иоанн, затем и отец его Захария подтвердил, что имя сыну Иоанн. Захария написал это на дощечке. «И все удивились. И тотчас разрешились уста его (Захарии) и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога» (Лк. 1:63-64).

Захария исполнился Духом Святым и пророчествовал о спасении Дома Израилева и своем сыне: «И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира» (Лк. 1:76-79).

«Почему Господь называет Иоанна самым великим человеком среди людей? — вопрошает священник Виталий. — Потому что это самый последний пророк Ветхого Завета, который встречает Христа и который соединяет Ветхий Завет с Новым», — отвечает проповедник.

Через него, Иоанна Предтечу, происходит встреча со Спасителем. Пророк предвозвещает о Христе уже во чреве своей матери и показывает, что это Тот Самый, кого ждали. А затем встречает Иисуса на Иордане. И Бог открывает Иоанну о Христе, что «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:16).

Но затем, оказавшись в темнице, пророк посылает своих учеников к Спасителю еще раз спросить, Тот ли Он, Которого мы ждали. «И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют…» (Мф. 11:4-5).

И, приготовив путь Господу, пророк Иоанн погибает. Но даже в его трагической кончине есть величие, отмечает священник Виталий.

По его словам, и в наши дни Господь участвует в событиях мира, просто мало кто это видит и чувствует. Однако на протяжении веков Ангелы Божии являются людям и возвещают им их судьбы и судьбы их Отечества и всего мира.