Дети в воскресной школе изучают историю нашего прихода и правила поведения в православном храме

24 октября в воскресной школе храма Живоначальной Троицы в Хорошеве прошли занятия по церковнославянскому языку, хоровому пению, рисованию и рукоделию. На последнем уроке по предмету «Православное богослужение» все вместе, и старшие, и младшие, направились в храм. Здесь дети повторили правила поведения в храме, познакомились с историей нашего прихода, с устройством храмового пространства и иконостаса, посмотрели поближе на кадила и церковные облачения.

Наш храм был построен в 1598 году по повелению Бориса Годунова в его вотчине, селе Хорошёве. За образец был взят малый собор Донской иконы Божией Матери Донского монастыря — храм-памятник русскому воинству, возведенный в формах московской архитектуры XVI века.

Трапезная часть и колокольня нашего храма более позднего времени — XIX века.

Основной объем храма одноглавый, увенчан несколькими ярусами пышных кокошников. С двух сторон к нему примыкают два симметричных придела со схожим декором. Стены и апсиды украшены тонкими лопатками и карнизами со сложной профилировкой.

Первоначальные узкие окна храма были растесаны в XVII веке, тогда же открытую паперть заменили на обходную галерею. В середине XVIII века (1764—1768) разобрали обветшавшую звонницу и выстроили отдельную колокольню, сохранившуюся до наших дней. В процессе строительства проект колокольни, выполненный Андреяном Афанасьевым, серьезно изменился: колокольню сделали выше и скромнее по декору. Чуть меньше чем через сто лет, в 1845 году, разобрали западную часть галереи и выстроили новую трапезную, соединившую церковь с колокольней. По некоторым свидетельствам, уже к тому времени кокошники спрятали под простую четырехскатную железную кровлю, что значительно обеднило художественный облик храма.

В 1939 году храм был закрыт и отдан под колхозный клуб, потом — под детскую консультацию. В 1963—1964 годах под руководством архитектора Бориса Альтшуллера церковь исследовали и отреставрировали, частично вернув ей первоначальный облик. Однако восстановить в прежнем виде стесанные при перестройках перспективные порталы не оказалось возможным.

Храм одним из первых был возвращен Церкви в конце 1980-х годов. Богослужения возобновлены на Пасху 1989 года (30 апреля).

«Каждый прихожанин должен знать историю своего храма, — отмечает директор школы Денис Александрович Гуляев. – Не менее важно знать и правила поведения в православном храме».

Митрополит Рязанский и Михайловский Марк в своем труде «Церковный этикет» так говорит об этом: «…правила поведения, традиции и обряды Православной Церкви являются выразителями внутренней религиозной жизни человека, имеют глубокое духовное и символическое наполнение, и все они в совокупности призваны послужить одной высшей цели — стяжанию Святого Духа. Известный религиозный мыслитель середины XX века Николай Евграфович Пестов писал: «Путь к душе идет через тело. Отсюда происходят и те внешние религиозные обычаи и обряды, которыми богата практика Церкви. Внешнее пробуждает в нас внутреннее, оживляет веру, настраивает благоговейно, заставляет чувствовать святость и Божие присутствие». «Обряд (взятый сам по себе), — отмечал священник Павел Флоренский, — есть осуществленная ориентированность на Бога, во плоти пришедшего, всей нашей жизни». Православный храм — дом Божий, место особого присутствия Божия и молитвы: Страшно сие место!.. это врата Небесные (Быт. 28, 17). Здесь человек встречается с Богом. И святость этого места накладывает особый отпечаток на поведение всех, кто здесь находится. Это касается и священнослужителей, и мирян».

«Именно поэтому наряду с общеобразовательными и богословскими предметами мы большое внимание уделяем правилам поведения наших юных христиан в храме, — подчеркнул директор воскресной школы. – А также дома, на улице и т.д. Христианин во всех случаях жизни должен вести себя достойно».

***

В этот день занятия по церковнославянскому языку в воскресной школе посвятили изучению азбуки. Обратились к греческому алфавиту, чтобы воспитанники смогли лучше понять начертание славянских букв. Ученики по очереди выходили к доске и под диктовку записывали славянские буквы.

Со старшей группой продолжили беседу о такой добродетели, как мужество. Говорили о разнице светского и религиозного подхода к понимаю этого человеческого качества. «Мы беседовали с детьми о том, что в духовном понимании в «мужестве» нет гордости, — поясняет Денис Александрович. — Мужественный человек обладает смирением и уповает на помощь Бога, не приписывая эту добродетель своим заслугам».

«Мы также размышляли и о ложном представлении о понятии «мужество». Например, когда человек, не обладая благоразумием (еще одна добродетель), может совершать опасные для здоровья и окружающих людей поступки, таким образом проявляя не мужество и смелость, а безрассудство», — продолжил директор школы.

На уроке «Основы хорового и церковного пения» в младшей группе дети продолжили учить песню «Осень», затем приняли участие в игре на развитие речи. В средней группе после распевки повторили песнопение «Малая Ектения», молитву «Богородице Дево, радуйся…» , песню «Край мой тихий». Начали разучивать кондак «Взбранной Воеводе…» Аллеманова.

На уроке изобразительного искусства в младшей группе рисовали пестрый зонт в пасмурную, дождливую погоду. Каждый ребенок придумывал свой узор для зонтика. Старшая группа училась премудростям композиции, размещая на листе несколько персонажей. Темой стали «Лесные жители».

На уроке рукоделия для взрослых родители раскрашивали морские камешки и «доводили до совершенства» незаконченные работы детей, разукрашивали и магнитики. На уроке рукоделия для детей ребята делали коллажи на фоторамках из природных материалов, в том числе, и мха.