«Во дни царя Феодора»

В то время как нам достоверно известно, по чьему замыслу и заказу создан храм в честь Святой Троицы в Хорошеве, о том, кто его спроектировал и построил мы можем только догадываться.

Более того, сложно установить даже точную дату строительства. Ее крайние границы лежат  между 1584 и 1598 годами.

 О возведении храма Пискаревский летописец сообщает следующее: «Во дни благочестиваго царя и великого князя Феодора Ивановича всеа Русии …по челобитью боярина Бориса Федоровича Годунова зделан храм каменной в селе его в Хорошове» [1].

Таким образом, летопись не дает точной даты. Исследуя вопрос о строительстве каменных храмов этой эпохи, археолог и историк архитектуры Павел Александрович Раппопорт предположил, что в Пискаревском летописце храмы перечислены в хронологическом порядке. Действительно, вслед за Свято-Троицким храмом упоминается храм в Вяземах, а потом – храм в Борисовом городке (ныне село Борисово в Можайском районе Московской области. Ни крепость, ни храм в нем не сохранились).

Однако с той же вероятностью можно говорить и о том, что в летописи упоминания о храмах сгруппированы по именам их заказчиков. Сначала сообщается о государевых заказах, следом – о строительстве, которое вел Дмитрий Иванович Годунов, а в конце – о том, что построил Борис Федорович Годунов.

В этом отрывке летописи Годунов назван просто боярином. Другие его чины не упоминаются, хотя известно, что уже в 1584 году он стал конюшим. Указания на это могли бы облегчить установление точных дат интересующего нас события.

Указание на возведение того или иного храма в летописях не означает, что храм к тому моменту был уже построен и освящен. Однако есть косвенное указание на то, что работы в Хорошеве подошли к концу в 1598 году.

В XIX веке писатель и поэт Николай Дмитриевич Иванчин-Писарев, увлекавшийся также и краеведением, обнаружил в ризнице храмов села Фаустово богослужебные сосуды  – дискос и потир  – с надписью: «7106 (1598), повелением Благоверного Государя Царевича Князя Федора Борисовича всея Русии сделаны сии сосуды в церковь Святыя Живоначальныя Троицы в село Хорошово»[2].

Федора Борисовича Годунова стали величать царевичем уже после того, как его отца избрал царем  Земский собор, и Патриарх Иов благословил Бориса Федоровича на царство в Успенском соборе. Это произошло в феврале 1598 года. В июле-августе народ присягнул новому царю, а в сентябре Борис Годунов был официально коронован в Кремле.

Сам Николай Дмитриевич сделал вывод, что сосуды изготовлены «в год восшествия на престол отца его, царя Бориса. Царевичу было тогда 9 лет: отец хотел, чтобы народ и особенно духовенство полюбили его»[3]. Примечательно, что автор не связал этот вклад со Свято-Троицким храмом в подмосковном Хорошеве, поскольку, по его словам «есть много сел под именем Хорошова; неизвестно, в какое были назначены эти утвари».

Логичный вывод о том, что дар царевича Федора предназначался для храма в родовом имении Годуновых, сделали позднейшие исследователи. Впервые текст записи на сосудах из Фаустово с датой строительства храма в Хорошеве связал  историк искусства, москвовед Михаил Андреевич Ильин.

Скорее всего, эти сосуды были изготовлены к освящению храма.

На основе всех этих данных архитектор и историк церковного зодчества Древней Руси Андрей Леонидович Баталов сделал вывод[4], что на сооружение храма могло уйти от одного до двух строительных сезонов: осень-весна-лето. Если считать, что храм освятили в феврале-августе 1598 года, можно утверждать, что самое ранее время закладки – это осень 1596, а самое позднее – осень 1597.

Андрей Леонидович также пишет: «Посвящение главного престола не менялось с 1598 года. В 1650 году упоминается придел Николая Чудотворца, а в 1710 – придел Феодора Стратилата. Судя по тому, что Феодор Стратилат был патрональным святым царевича Феодора Борисовича, последний придел, несмотря на позднее упоминание, мог существовать со времени освящения церкви. Вероятно, не менялось и посвящение Никольского придела».

Итак, строительство предположительно началось между 1596 и 1597 годами и было завершено в год восшествия на престол царя Бориса Федоровича Годунова.

 

 

 

[1] Пискаревский летописец. Полное собрание русских летописей, т. 34, М.. С.200.

[2] Н.Д. Иванчин-Писарев. Прогулка по древнему Коломенскому уезду. М., 1843. С.20

[3] Там же.

[4] А.Л.Баталов. Московское каменное зодчество конца XVI в.: Проблемы художественного мышления эпохи. М.: «Мейкер», 1996. С.58