Часть 2

Храмовый образ Живоначальной Троицы восходит к «рублевской» иконографии. В библейской книге Бытия описано явление трех путников (ангелов) праотцу Аврааму, один из которых говорил с ним от имени Бога. В христианское время это событие стало толковаться как ветхозаветный прообраз  догмата о Триипостасном Божестве. По византийской иконописной традиции, каждый ангел соответствует Лицу Святой Троицы: Отцу (справа), Сыну и Святому Духу. Центральная фигура наделена атрибутами Христа. Вместе с тем следует помнить, что это в высшей степени условное изображение невидимого Бога. Празднование в честь Святой Троицы, объединенное с Пятидесятницей, возникло на Руси в XIV веке и связано с именем Сергия Радонежского, основателя Троицкой обители, ныне ― Троице-Сергиевой лавры.  «В похвалу преподобному Сергию»  иконописец Андрей Рублев в XV веке написал знаменитый образ. Свой вклад в почитание иконы внес царь Борис Годунов, заказавший для нее роскошный золотой оклад, киот со створками и обильный шитый убор. В XVI-XVII вв. храмы на Руси все чаще посвящаются Святой Троице.

«Мамврийский дуб» предание связывает с вышеупомянутым библейским событием (дерево, заметное на каждой иконе Троицы). Его часть хранится в киоте вместе с крестом и иконами резного перламутра и розового мрамора. Они привезены со Святой Земли и помещены туда благочестивым паломником середины XIX века.

 

По левую сторону царских врат список с величайшей русской святыни –Владимирской иконы Богоматери. Святители Феофан Затворник и Игнатий Брянчанинов прославлены в лике святых на поместном соборе 1988 года.

Выше местного ряда икон – праздничный с изображениями основных событий священной истории Нового Завета, выделенных в церковном календаре праздниками. Главный из них, Воскресение Христово, представляет в православной традиции икона «Сошествие во ад». Это — событие невидимого духовного мира, которое произошло во время смерти по плоти Господа нашего Иисуса Христа. Смысл его раскрывается в многочисленных текстах богослужения.

Основной ряд каждого иконостаса – «деисис», по-гречески «моление» всех святых за каждого человека, обращенное ко Христу. Святые следуют по чину. За Богоматерью и Иоанном Предтечей ангелы, апостолы и, не вошедшие сюда, святители, мученики, преподобные, праведники, серафимы, блаженные. (102) В центре – «Спас в силах». Силы небесные: херувимы и серафимы образуют вокруг Христа синие и красные фигуры. Многоярусный иконостас с ростовым деисисом — явление чисто русское. Его неотъемлемая часть – пророческий ряд «Похвала Пресвятой Богородице», его нередко дополнял выше ряд праотцев. Интересно, что в трех иконостасах храма деисис представлен в трех своих канонических версиях: ростовой, поясной и оплечной.

Низ иконостаса богато убран шитьем. В интерьере храма ему вторят шитые хоругви и драгоценная Плащаница работы золотошвеи Г. Коростелевой с помощницами. Ею же изготовлена и индития (покров на престол) с изображением, именуемым «Предста Царица одесную Тебе». Здесь отчасти повторен древний образец – вещь, в числе других великолепных произведений вложенная Борисом Годуновым в Троице-Сергиев монастырь, и, по преданию, вышитая его дочерью Ксенией. Юной царевне впоследствии пришлось пережить крушение могущественного дома Годуновых. Внезапной смертью жениха, датского королевича, прерывается грандиозная подготовка отцом ее брака. А за кончиной царя в 1605 году последовала жестокая расправа над матерью и братом. Не избежав поругания со стороны Лжедмитрия, она провела остаток дней в иночестве и скончалась в 1622 году. Усыпальница семейства Годуновых находится в Троице-Сергиевой лавре.

Читать далее…




Архитектура, внутреннее убранство и святыни храма